Об облегчении участи страдающих от войны
Высокие Договаривающиеся Стороны договариваются о том, что как в мирное, так и в военное время
1. раненых и больных, вне зависимости от их принадлежности, будут подбирать, и им будет оказана помощь.
2. Реакции на сигнал бедствия будет придано приоритетное значение. Помощь будет направлена в кратчайшие возможные сроки; помощь другой стороны конфликта, идущая на сигнал бедствия, будет по возможности пропущена без помех
3. законодательство каждой из сторон будет модифицировано так, чтобы установить суровую кару за подачу ложного сигнала бедствия и использование его или реакции на него для осуществления военных и диверсионных задач
О лицах, оказавшихся во власти неприятельской державы
В отношении как сражающихся, так и несражающихся лиц, оказавшихся во власти державы, находящейся в конфликте, запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия:
1. посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,
2. привлечение без его информированного согласия в качестве объекта испытаний к научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения данного лица и его интересами,
3. взятие заложников,
4. посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,
5. осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями,
6. коллективные наказания за индивидуальные проступки,
7. использование для защиты своим присутствием каких-либо пунктов или районов от военных операций.
О защите мирного населения
Под мирным населением подразумеваются гражданские лица, не участвующие в военных действиях и не выполняющие никакой работы военного характера во время пребывания их на территории оккупированной территории.
Мирное население территории конфликта должно быть ограждено от действия войны.
Высокие Договаривающиеся Стороны специально соглашаются о том, что им запрещается принятие каких-либо мер, могущих причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых мирного населения, находящегося в их власти.
Если по настоятельным соображениям безопасности оккупирующая держава сочтет необходимым принять меры предосторожности в отношении мирного населения, то самое большее, что она может предпринять, — это принудительно поселить мирных жителей в определенном месте или интернировать их.
Интернированные должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы по любым другим причинам, и иметь отдельную администрацию.
Условия содержания и доступ к коммуникации соответствуют условиям содержания и доступу к коммуникации военнопленных, см. раздел «Интернирование военнопленных».
Держава, во власти которой находятся интернированное мирное население, может его использовать на работе только если представитель мирного населения заявляет о желании работать. Труд интернированного населения оплачивается так же, как труд населения державы-оккупанта.
Держава-оккупант не может принуждать мирное население служить в своей армии или вспомогательных силах.
Суд за уголовные проступки над представителем мирного населения осуществляется по законодательству его страны принадлежности гражданским судом или иным органом юстиции, который по законодательству страны его гражданства уполномочен вести производство по данной категории проступков. При отсутствии его и невозможности отложить осуществление правосудия суд формирует оккупирующая держава в соответствии с законодательством, применяемым ею по отношению к собственным гражданам.
Оккупирующая держава может подчинить население оккупированной территории действию постановлений, существенно необходимых для выполнения ее обязательств согласно настоящей Конвенции, поддержания нормального управления территории и обеспечения безопасности оккупирующей державы, личного состава и имущества оккупационных войск или администрации, а также используемых ею объектов и коммуникационных линий. Однако эти постановления вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения. Действие этих обязательных постановлений не должно иметь обратной силы. Эти суды могут применять только изданные в законном порядке постановления, действовавшие до совершения правонарушения, и должны принимать во внимание тот факт, что обвиняемый не является гражданином оккупирующей державы.
Представители державы-покровительницы будут иметь право присутствовать на заседаниях любого суда, разбирающего дело представителя мирного населения, кроме исключительных случаев, когда дело должно слушаться при закрытых дверях в интересах безопасности оккупирующей державы, о чем последняя предупреждает державу-покровительницу.
Граждане оккупирующей державы, которые до качала конфликта искали убежища на оккупированной территории, могут быть арестованы, преданы суду, осуждены или депортированы за пределы оккупированной территории только за правонарушения, совершенные после начала военных действий, или за уголовные преступления, совершенные до начала военных действий, за которые по законам государства, территория которого оккупирована, преступник подлежал бы выдаче и в мирное время.
О военнопленных
К военнопленным относятся следующие категории лиц, оказавшихся во власти неприятеля:
1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.
2. Личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, если они отвечают следующим условиям:
a) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
b) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,
c) открыто носят оружие,
d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой.
4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных кораблей, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают.
5. Члены экипажей судов торгового флота сторон, находящихся в конфликте.
6. Население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
В случае, если в отношении лиц, принявших то или иное участие в военных действиях и попавших в руки противника, возникает сомнение в их принадлежности к одной из вышеперечисленных категорий, такие лица будут пользоваться покровительством настоящей Конвенции до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом.
Общие положения о военнопленных
Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными.
Военнопленные ни в коем случае не смогут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают настоящая Конвенция и специальные соглашения, предусмотренные в предыдущей статье, если таковые имеются.
Военнопленные подлежат обязательному учёту. Информация, сообщённая ими в соответствии со статьёй 28, должна быть должным зафиксирована и передана на обязательное бессрочное хранение; ответственность за её уничтожение или модификацию несёт держащая в плену держава. Списки незамедлительно передаются державе-покровительнице или международной организации, имеющей статус наблюдателя в конфликте, или, при объективном наличии такой возможности, непосредственно державе, за которой числится военнопленный.
Интернирование военнопленных
Держащая в плену держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Она может обязать их не выходить за установленную черту лагеря, в котором они интернированы, или же, если лагерь обнесен оградой, не выходить за эту ограду.
Держащая в плену держава будет размещать военнопленных в лагерях или секторах лагерей с учетом их национальности, языка и обычаев, при условии, что военнопленных не будут отделять от военнопленных тех вооруженных сил, в которых они служили в момент захвата их в плен, за исключением тех случаев, когда они сами выразят на это согласие.
В отступление от принципов, установленных предшествующими Конвенциями и соглашениями, данная Конвенция допускает возможность содержания военнопленных не только на суше, а на кораблях, платформах, стационарных и подвижных водных, надземных и орбитальных строениях в том случае, если в указанном месте размещения могут быть и будут созданы условия пребывания военнопленных, соответствующие данной Конвенции, и при этом:
а) в разумной доступности не существует пространства суши, позволяющего обеспечить выполнение условий содержания военнопленных и соблюдение их прав, оговоренных в данной Конвенции; или
б) обеспечение размещения военнопленных на суше или попытка его осуществление несет прямую угрозу для безопасности сил державы, держащей в плену; или
в) размещение пленных на суше однозначно приводит к нарушению их прав, данных этой Конвенцией.
Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы. Это применяется, в частности, к общему размеру площади, минимальной кубатуре, качеству атмосферы и гравитационным параметрам помещения, в котором содержатся военнопленные. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству, разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания. Помещения, предназначенные военнопленным для индивидуального или коллективного пользования, должны быть защищены от сырости, в достаточной мере отапливаться и освещаться. Должны быть приняты все противопожарные меры.
О личной чести военнопленных
Военнопленным может быть под честное слово или обязательство предоставлена ограниченная или полная свобода, если только это допускают законы державы, за которой они числятся. Эта мера будет применяться, в частности, в случаях, когда она может способствовать улучшению здоровья пленных. Пленных нельзя принуждать согласиться на свое освобождение под честное слово или обязательство.
При открытии военных действий каждая сторона, находящаяся в конфликте, сообщит противной стороне законы и правила, которые разрешают или запрещают ее гражданам давать согласие на свое освобождение под честное слово или обязательство. Военнопленные, освобожденные под честное слово или обязательство в соответствии с таким образом сообщенными законами и правилами, обязаны своей личной честью точно выполнять взятые на себя обязательства как в отношении державы, за которой они числятся, так и в отношении державы, взявшей их в плен. В таких случаях держава, за которой они числятся, не должна требовать или принимать от них каких-либо услуг, противоречащих данным ими слову или обязательству.
О принуждении к труду
Держащая в плену держава может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей, в частности, для того чтобы поддерживать их в хорошем физическом и моральном состоянии.
От военнопленных унтер-офицеров можно только потребовать осуществления надзора за работами. Унтер-офицеры, не поставленные на такую работу, могут просить дать им другую подходящую для них работу, которая по возможности будет им предоставлена.
Если офицеры или приравненные к ним лица просят дать им подходящую для них работу, таковая по возможности будет им предоставлена. Они не могут ни в коем случае принуждаться к работе.
Кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря, военнопленные могут быть привлечены в принудительном порядке только к работам, относящимся к нижеперечисленным категориям:
a) сельское хозяйство;
b) добывающие или обрабатывающие отрасли промышленности, за исключением металлургической, машиностроительной и химической промышленности, а также общественных работ и строительства, носящих военный характер или имеющих военные цели;
c) работы на транспорте или погрузочно-разгрузочные, не имеющие военного характера или назначения;
d) торговая деятельность, искусство и ремесло;
e) работы по домашнему хозяйству;
f) коммунальные услуги, не имеющие военного характера или назначения.
В случае нарушения вышеуказанного положения военнопленным разрешается использовать свое право обжалования.
Военнопленный не может быть наказан за несогласованное проведение работ, направленных на восстановление безопасности лагеря или помещения, в котором содержится военнопленный.
Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью, или опасных, если он не соглашается на это добровольно. Удаление мин или других подобных снарядов, работа в активной зоне реактора, наружные работы в условиях открытого космоса будут рассматриваться как опасные работы. Ни один военнопленный не будет использован на работах, расцениваемых как унизительные для военнослужащего держащей в плену державы.
О сношениях военнопленных с внешним миром
Военнопленный имеет право на отправку личных посланий в объёме, установленном державой, держащей в плену, но не ниже двух посланий в месяц. Военнопленный имеет право на получение посланий в таком же объёме. Корреспонденция подлежит цензуре, которая должна производиться в возможно кратчайший срок.
О покровительствуемых лицах
К покровительствуемым лицам относятся:
1. Больные и раненые комбатанты и некомбатанты
2. Беременные женщины
3. Женщины с детьми до 7 лет
4. Дети до 15 лет
Высокие Договаривающиеся Стороны будут прилагать старания к заключению во время военных действий соглашений об освобождении, репатриации, возвращении на место жительства или госпитализации в нейтральной стране вышеуказанных категорий.
Покровительствуемые лица находятся под защитой держав-покровительниц в конфликте, если таковые есть, или международных гуманитарных организаций.
Держава, во власти которой оказались покровительствуемые лица, должна обеспечить опеку и защиту их интересов и несет ответственность за их благополучие перед державой-покровительницей.
Покровительствуемым лицам будут даны все возможности обращаться к державам-покровительницам, к международным гуманитарным организациям. Власти предоставят этим различным организациям все возможности для этого в пределах, допускаемых военными требованиями или соображениями безопасности.